Стул-как появился. История происхождения.
Мой дом для вас всегда открыт!
Здесь у меня столовая.
Вся мебель в ней дубовая.
Вот это стул - На нем сидят.
Вот это стол - За ним едят.
Маршак Самуил Яковлевич «Кошкин дом»
Эти слова и саму сказку помнят все из своего счастливого детства. Это небольшой кусочек пьесы «Кошкин дом», первый вариант которой был написан в далёком 1922 году. Вопросом, что такое стул, как и когда он появился, наверняка, ни кто не задаётся. Настолько он стал привычным и обыденным предметом. Поэтому рассмотрим стул с точки зрения истории.
Что такое стул?
Стул – это предмет мебели, с сидением и спинкой, предназначен для сидения одного человека.
История происхождения табуретки.
Когда и как появилась в России?
Подробная история табурета и его строение.
Стул является средним вариантом между табуреткой и креслом. Разница их в том, что табурет имеет только сиденье и у неё отсутствуют спинка и подлокотники. А кресло, в отличие от стула имеет, кроме спинки, ещё и подлокотники, ручки по бокам, на которые опираются локтями.
Стулья, сегодня, самый распространённый вид мебели для сидения. Видов и моделей стульев великое множество, но классифицировать стулья попытаемся немного позже.
Дополнительная классификация стульев:
Стул – мебель, которая больше всех остальных видов подвергалась влиянию моды и развитию прогресса.
Этимология слова «СТУЛ»
Точная этимология слова неизвестна, но считается, что слово является древнерусским заимствованием. Если сравнить написание, то увидим следующее:
- древнеисландское – Stóll;
- германское – Stuhl;
- крымско-готское – stul.
По написанию и произношению практически одинаково, поэтому принято считать, что слово пришло именно из германских языков.
Специалиста – столяра, который изготавливал стулья, называли «стульщиком» или «стульником».
История стула
Вот мы и добрались до истории появления стульев.
В исторических анналах отсутствует точное указание на дату и место рождение стула. Но, судя по историческим упоминаниям, можно считать, что изобрели стулья древние египтяне. По рисункам и находкам при раскопках, найденные фрагменты и целые предметы мебели, включая стулья, относят к Третьей династии Древнего Египта, а это III-е тысячелетие до нашей эры. Находки тех времён выглядели массивно, как правило, кубической формы. Лишь позднее при начале «дружбы» египетских народов с народами Ближней Азии и под влиянием моды, культуры и вкусов тех мест и времени, стул начинает менять форму. Конструкция становится более утончённой, ножки изогнутыми или фигурными. На сиденьях и спинках появляются подушки для удобства. Ещё немного позже, люди изобрели складные стулья, в качестве сиденья, в которых используется кусок кожи, а в военных походах используются металлические табуреты.
На рисунках Второй династии Древнего Египта отображены уже простые стулья, ножки и спинки которых прямые, с подушкой на сиденье. В обиходе, массово, используются стулья с крестообразными ножками. А вот в Ассирии формы стульев становятся более замысловатыми. Силуэт самого стула округлый или выгнутый. Ножки часто имеют вид лап животных.
Стулья для знати и царственных особ, тронные стулья украшались резьбой, драгоценными металлами и камнями, сверху накрывались изысканными коврами.
Народ всё меньше трапезничает лёжа на коврах. В обиход входит привычка вкушать пищу за столами, сидя на стульях.
Стулья приходят от соседей и в Грецию. В Древней Греции нет особых требований к виду и материалам стульев, здесь используются одновременно все виды и формы стульев из Египта и Ассирии.
Древний Рим вносит некоторые изменения в строение стульев. В театрах отсутствие скамей компенсируют лёгкими складными стульями. А сами стулья начинают делать с ручками-подлокотниками или даже без спинки, но с подлокотниками. Применяются различные формы сидений стульев, квадратная, прямоугольная, круглая, овальная и треугольная. Начинают изготавливать мебель, в частности и стулья из ивовых прутьев, плетёные.
Европа не могла обойтись без удобной мебели и так же позаимствовала такой предмет, как стул. Форма массовой мебели была абсолютно идентична римской, а вот для королей и особ высокого сана не только стулья, но и остальная мебель копировала стиль Индии. Такая мебель была шикарно украшена камнями, металлами и искусной резьбой. Сиденья чаще были не круглой, а многоугольной формы, пяти или шестигранной. Спинка такого стула могла охватывать почти все грани. Пространство между ножками такого богатого стула прикрывалось вырезанной из дерева скульптурой или изразцом с изображением животного или герба рода.
В XV веке инженерная мысль изобретает стулья с крутящимся сиденьем и стулья с колёсиками на концах ножек, для перекатывания стульев. А в XVI веке, для простолюдинов, начинают делать дешёвую мебель, в стульях для мягкости сиденья и спинки используют камыш. Стул в Европе становится основной мебелью для сидения, вытеснив табуреты, скамьи и сундуки в виде невысоких ящиков для хранения вещей и сидения, одновременно.
В Европе средних веков, стулья для торжественных случаев, дополнялись балдахином, например, распространённый в Италии крестообразный стул с балдахином известен сегодня как стул Савонаролы.
В Голландии XVII века, вошли в моду и повсеместно изготавливались стулья с крестообразными ножками для повседневного использования. А в Англии, Германии и Франции такие стулья предназначались для церемоний. Чуть позднее, в Англии, аристократия начинает пользоваться стульями с обивкой, стиль «Фартингейл». Такой стул имел промежуток между сиденьем и спинкой, благодаря чему дамы носящие платья с фижмами из китового уса могли удобно на нём разместиться. Самый большой стул принадлежал главе семейства. На деревянных стульях продолжали сидеть только простолюдины.
Наступает XVIII век и в Англии входят в обиход стулья стиля «Виндзор». Виндзорские стулья – это деревенский стиль мебели, с простыми ножками и спинкой и тонких прутьев.
Михаил Тонет, мебельный мастер из Вены, примерно в середине XIX века изобретает промышленный, не ручной способ, технологии изгибания древесины под паром. До этого технология была ручной, что требовало определённого мастерства и времени. Удешевление и ускорение производства гнутого дерева привело к тому, что дорогой ранее в производстве «виндзорский стул» стал относительно дешёвым. «Виндзорский стул», кресло из гнутого дерева, считался деревенской мебелью в Англии XVIII века. И в результате масштабного производства, теперь уже «Венского стула», так называли изделия Тонета, заполонил Европу. Венский стул ещё называли стулом для бистро. К 1930 году в Европе было произведено и продано более 50 000 000 таких стульев.
Стул в России
На территории России, до конца всего XVII века используется традиционная мебель для сидения, это сундуки, лавки и табуреты. Стулья и кресла очень малочисленны и присутствуют в небольшом количестве, в очень богатых дворянских семьях и в царских приёмных палатах. Пётр I начинает вводить европейский образ жизни, и стул становится распространённой мебелью. Именно при Петре I стул становится обыденной деталью быта и интерьера, а не почётной мебелью, которую приобретали, чтобы подчеркнуть свой статус.
В России середины XVIII века ощущался недостаток мебели. В простых домах в массе продолжают использовать лавки и табуреты. В более зажиточных семьях появляются и стулья времён «петровского барокко». Это тяжёлые стулья из дуба с высокими спинками.
В начале XIX века в России меняется мода, начинается отход от классицизма и важным становится, как выглядит стул не только спереди, но и сбоку. Стасов Василий Петрович (24.07.1769-5.09.1848), русский архитектор, один из основоположников русского ампира, академик Императорской Академии художеств, изобретает новую конструкцию стульев и кресел с изогнутым профилем, боковой рамой, задняя ножка со стойкой спинки и передняя ножка образуют единую раму. А правая и левая боковые рамы скрепляются поперечными рейками. Спинка скреплялась поперечной плоскостью и облицовывалась шпоном. Возникало ощущение, что использован цельный кусок древесины. Сиденье в таких стульях и креслах было трапециевидным и вкладывалось в конструкцию. Стулья такой конструкции были удобными, очень прочными, имели изысканный силуэт и при этом просты в изготовлении. Стулья по конструкции Стасова стали излюбленной мебелью и единственной формой в купеческих и дворянских домах на целые тридцать лет.
В XIX веке численность городского населения России значительно увеличивается и продолжает расти. Вместе с этим поднимается спрос на мебель и в частности стулья. Распространяется и развивается фабричное производство мебели и открываются мебельные специализированные магазины, то есть, если раньше обращались к мастеру, договаривались о количестве и виде мебели, то теперь можно было зайти в магазин и купить готовый комплект мебели, недостающий предмет или нужную деталь. Впервые, для обивки стульев используют ситец.
Насытившись европейскими стилями, в России последней трети XIX века входит в моду мебель с элементами русского стиля. Это все те же формы и модели, например, для домашней столовой приобретали тяжёлые дубовые стулья прямоугольной формы, но с добавлением обивки из парчи или кожи и украшенных резьбой деревянных элементов русскими народными узорами, так появился популярный стиль мебели «à la russe».
На конец XIX века, в моде мебель более привычная нашему глазу, по историческим фильмам и музеям, это мебель Генриха Даниэля Гамбса (1765—1831). Мебельного мастера из городка Нойвид в Пруссии и работавшего в Санкт-Петербурге. Генрих Гамбс основатель большой семьи мебельных мастеров, продукция которых получила в России обобщённое название гамбсовой мебели. Стулья производства Гамбса были очень комфортабельными, имели мягкую стёганую обивку на сиденье и спинке.
На этом закончим историю стула и рассмотрим, какие бывают виды стульев и для чего изобретены.
Конструкция стула
Каждый стул состоит из сиденья, ножек и спинки. Спинку стула могут называть щит или прислон.
Вспомогательные детали стула это:
- царги – верхние поперечные рейки, скрепляющие ножки под сиденьем и могущие служить креплением для сиденья;
- проножки - нижние поперечные рейки, скрепляющие ножки стула;
- бобышки – угловые крепления между ножками;
- подспинка – часть стула, на который опирается спина;
- заглушина – в случае, если у стула имеется верхняя перекладина спинки и нижняя, щит с обивкой закрывающий это пространство.
Обычно стул имеет четыре ножки, но встречаются конструкции с крестообразными ножками в виде буквы «Х» или щитовые, как пример, консольный стул, где передняя и задняя ножки не разделены, а являются единым полотном из дерева или фанеры.
Ножки стула, царги и проножки – это каркас стула.
Спинка стула может быть продолжением задних ножек или являться отдельным элементом конструкции. Спинка стула бывает сплошной, сквозной или наборной из реек.
Основными параметрами при выборе стула являются:
- высота стула по спинке;
- высота стула по сиденью;
- ширина стула;
- глубина стула.
Высота стула по сиденью требуется для определения удобства в соотношении с высотой стола.
Так же, стулья различаются по жёсткости и делятся на жёсткие, полужёсткие, полумягкие и мягкие.
Спинка у стула может быть такой же по жёсткости, как сиденье, так и более жёсткой или более мягкой.
По фасону стулья определяются по размерам, ширине и глубине, высоте по спинке и сиденью, по формам спинки и сиденья, обивкой, её качеством и материалом или отсутствием обивки, и форме и виду ножек.
Так же, стулья различают по материалу, из которого они сделаны и способу изготовления:
- столярные – если детали для стула выпиливаются из целого массива древесины, твёрдолиственных или хвойных пород;
- гнутые – в случае обработки дерева паром и изгибания заготовок;
- плетёные – если имеются детали или вся основа сплетена из ивовых, тростника, соломы, лиан или ротанга;
- металлические – если каркас сделан из металла;
- комбинированные – при использовании нескольких видов материала.
Российский классификатор добавляет ещё несколько делений:
- клееные и гнуто-клееные – используется для удешевления производства и самих изделий, при производстве используется не цельная гнутая древесина, а гнутый шпон;
- плоско-клееные – используется фанера:
- палочные – разновидность плетёных, но при плетении используются палки, не обязательно одного материала;
- формовочные – при изготовлении литьём из металла, полимеров или стекла;
- комбинированные делятся по назначению – детские, для фортепиано, барные и т.д.
Материал, из которого сделаны стулья и их конструктивные особенности влияют на сферу применения стульев, например, плетёные стулья часто используют как дачную мебель. А стулья из пластмассы за счёт своей лёгкости и часто возможности, один стул ставить на другой, как бы нанизывать, позволяя экономить пространство, применяют для массовых мероприятий и летних уличных кафе.
Какие ещё бывают виды стульев и как делятся?
По назначению
- Рабочий стул, офисный, компьютерный – такие стулья предназначены для долгой работы. Как правило, конструкция таких стульев тщательно проработана не только дизайнерами, но и ортопедами. Такие стулья оснащены колёсиками, для удобного передвижения за рабочим столом и механизмами регулировки высоты сиденья и угла спинки.
- Стул для рояля – это тяжёлый стул с литой основой и крутящимся сиденьем без спинки.
- Стул детский – разновидностей по материалам изготовления множество, но главная особенность высота стула. На каждом детском стуле обязательно указан примерный возраст ребёнка и рост, для которого предназначен стул.
- Барный стул – появился на границе XVIII-IXX веков в момент прибытия огромного количества мигрантов в «Новый свет». Точно не известно, но считается, что был изобретён в США с момент массового расцвета салунов. Барный стул имеет высоту около 80 сантиметров, часто без спинки или с низкой спинкой, чаще с круглым сиденьем. Обязательно есть полочка для ног. Количество ножек бывает 1, 3 и 4.
По конструкции
- Стул-седло – считается ортопедическим, заставляет держать ровную осанку и помогает предотвращать многие болезни позвоночника. Помогает правильной циркуляции крови. За счёт своей необычной конструкции позволяет значительное разведение в стороны ног, это позволяет сильнее наклонять туловище вперёд, что невозможно при сидении на обычном стуле.
- Консольный стул – стул, имеющий в основе каркаса замкнутую раму из гнутых металлических трубок. Сиденье на такой конструкции стула крепится только с одной стороны, как консоль, отсюда и название конструкции стула. Рама стула пружинит, добавляя комфорт при сидении на таком стуле. В англоязычном мире, такую конструкцию называют «cantilever chair», у нас используют «консольный стул», «балансирующий стул», «кантиливер». Конструкция появилась после появления технологии позволяющей изгибать стальные трубки, примерно в 20-х годах XX века. До сегодняшнего дня в судах идут споры о первенстве изобретения нескольких дизайнеров.
По стилю
И ещё один из интересных стилей среди стульев – «Клисмос». Это стиль, подражающий Древней Греции. Стул имеет саблевидные ножки направленные наружу и сильно выгнутую спинку.
На этом обзор и исторический экскурс по стульям закончен.
Спасибо Вам за внимание!
Надеемся, вы получили новую информацию и ждём Вас на нашем сайте снова.