Σ публикаций: 132
#лучшедома
Любые ответы на любые вопросы!

Схождение Благодатного огня чудо или трюк? Как происходит схождение благодатного огня?

Каждый человек во что-то верит. Даже атеисты верят – в отсутствие богов. Кто-то принимает существование чуда, а кто-то ищет всему научное объяснение явлений. В любой религии мира присутствуют чудесные явления, и верующие воспринимают их, как божье проявление. А неверующие, убедительно или нет, пытаются доказать рукотворное или природное происхождение этих чудес. Давайте рассмотрим одно из самых значимых чудес, не только в Христианстве, как Схождение Благодатного огня. Что это, чудо, церковный обман или природное явление? Как это происходит?

По Библейским преданиям, если Благодатный огонь не сойдёт, храм Гроба Господня рухнет и в мире воцарится Апокалипсис. Чудо схождения огня происходит ежегодно, накануне Пасхи.

Четыре всадника Апокалипсиса

Давайте выясним. А что это такое – Благодатный огонь?

«Благодатный огонь», более точно – «Святой Свет» от греческого Ἅγιο Φῶς – это огонь, выносимый священником из Гроба Господня на особом предпасхальном богослужении, которое совершают в Великую субботу каждый год в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вынос из храма только что сошедшего Благодатного огня или Святого света символизирует воскрешение Иисуса Христа, выход из Гроба Света Истинного. Греческие и армянские священники, участники церемонии выноса из Гроба Огня, только что сошедшего Благодатного огня говорят не “Огонь”, а ”Свет”.

Схождение благодатного огня, Кувуклия на солнцеУ верующих считается, что Святой Свет снисходит сверхъестественным образом и являет чудо Божье. Первые упоминания о Схождении Благодатного огня есть у Евсевия, Григория Нисского и Сильвии Аквитанской, которые датируются IV веком нашей эры. В библейских сказаниях приводятся свидетельства апостолов и святых отцов – божественный Свет осветил Гроб Господень после Воскресения Иисуса Христа. Первым свидетелем чуда был апостол Пётр. Самым ранним описанием Схождения Благодатного огня на Гроб Господень в Иерусалиме, в канун Воскресения Христова, из дошедших до нас источников, считается упоминание латинского паломника Бернарда Монаха. Он был свидетелем схождения Святого Света в 867 году нашей эры и записал это в своём итинерарии [1]:

«В Великую Субботу, накануне Пасхи, на утреннем церковном служении во храме Гроба Господня, по пропетии: «Кирие, элейсон!» (Господи, помилуй!) — Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним. Патриарх передаёт этот Огонь епископу и наконец, всему народу, дабы всякий мог засветить этот Огонь в своём доме. Нынешнего Патриарха зовут Феодосием (863—879); он призван на это место за своё благочестие».

«Itinerarium Bernardi, monachi franci»

Из русскоязычных очевидцев, самым первым упоминает о схождении Благодатного огня игумен Даниил, который совершил паломничество в Святую Гробницу в 1106-1107 годах, вот как он описывает событие:

«Когда минул девятый час и начали петь проходную песнь «Господу поём», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошёл дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Свя́том: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого».

«Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»

Схождение Благодатного огня в наши дни происходит в Великую субботу, накануне Пасхи, примерно между 13:00 и 15:00 часами по иерусалимскому времени. Разницы по времени между Москвой и Иерусалимом нет, оба города находятся в одном часовом поясе.

 Как проходит служба? Какой порядок проведения службы в честь схождения Благодатного Огня?

Кувуклия вид сверхуЦерковная церемония начинается за сутки до начала Православной Пасхи. Желающих стать очевидцем Схождения Благодатного огня и предшествующей церемонии огромное множество. В эти дни в Иерусалим приезжает множество паломников, поэтому люди собираются ко Гробу Господню ещё с Великой пятницы и остаются после крёстного хода, который совершается в дань событий этого дня.
Служба в храме Воскресения Христова, в Великую субботу, как и все остальные, совершается  в соответствии с установленным, в 1852 году турецкой администрацией в Палестине, «Статусом-Кво на Святых местах». Этого положения придерживаются все церкви, которые делят храм Воскресения Христова. Строгий регламент был введён из-за постоянных в прошлом конфликтов и разногласий по поводу полномочий и прав разных христианских церквей, которые давно участвуют в службах.

По регламенту, судя по исторической и современной практике, при церемонии Схождения Благодатного огня всегда присутствуют минимум три группы участников, это Православная церковь, представители лавры Преподобного Саввы Освящённого и православные арабы.

Каждая иерусалимская патриархия имеет права и обязанности, а каждое действие священнослужителей привязано к указанному регламентом месту и времени.

Первая группа – патриарх Иерусалимский Православной Церкви. Только по молитве патриарха сходит Благодатный огонь. Вместо Патриарха может присутствовать один из архиереев Иерусалимского патриарха по его благословению.

лавра Преподобного Саввы ОсвящённогоВторая группа – игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освящённого. Эта традиция сложилась исторически. В первозданном виде сохранилась лишь одна эта лавра из всех древнейших монастырей Иудейской пустыни, которая процветала когда-то великими подвижниками. Находится лавра в 17 километрах от Иерусалима, в долине Кедрон, недалеко от Мёртвого моря. Во время нашествия шаха Хасроя в 614 году нашей эры, персы убили 14 000 иноков. Поэтому сегодня, в современном монастыре, живут и служат 14 иноков, два из которых являются русскими. Присутствие иноков лавры с игуменом монастыря является обязательным при Схождении Благодатного огня, как в древние времена, так и сегодня.
Третья обязательная группа – это местные православные арабы, о чём было сказано выше. Здесь уточнить нечего. Это просто люд, арабской национальности проживающий на территории Иерусалима и ближайших окрестностях, и исповедующий Христианство.

На сегодняшний день, участие принимают не только эти три обязательные группы. Участвуют так же представители Иерусалимской Православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, коптской и Сирийской церквей.

Кавасы перед церемониейПраздничная церемония начинается ранним утром. В окрестностях храма в этот день очень шумно и совсем не похоже на ожидание чуда и молитвы перед Схождением огня. На улице очень шумно. Добавляют шума и турки-стражники, кавасы[2]. Призывая народ к порядку, стражники стучат посохами о каменные плиты храма. Это одна их исторических традиций церемонии.

Около 10 часов утра, в день Великой субботы, во всём огромном комплексе храма Воскресения Христова гасятся все свечи и лампады. Подризничий[3] вносит в пещеру в храме, в Кувуклию[4], большую лампаду без огня, наполненную елеем и 33 свечи. Количество свечей выбрано по количеству лет земной жизни Иисуса Христа. Лампада ставится на середину ложа Живоносного Гроба, по краям ложа прокладывается лента, а на пространстве между лампадой и лентой раскладываются кусочки ваты. В лампаде, установленной на середину ложа, и должен разгореться огонь.

Восковая печать на КувуклииПосле выхода подризничего совершается процедура проверки в Кувуклии на отсутствие любых источников огня. Когда представители церквей убеждаются в их отсутствии, вход в Кувуклию закрывается местным ключником. Ключник для исключения заинтересованности в обязательном проявлении чуда является мусульманином. Кроме этого, дверь опечатывается большой восковой печатью. Свои печатные оттиски на большой печати оставляют все проверяющие от церквей и представители турецкой стражи, израильской полиции, мэрии Иерусалима.

Когда Кувуклия закрыта и опечатана, арабская православная молодёжь начинает предпраздничную молитву с присущим им темпераментом. Они начинают топать, бить в барабаны, кататься друг на друге и громко выкрикивать слова своей молитвы. Их возгласы и песни являют собой древние молитвы на арабском языке. Православные арабы выкрикивают просьбы о ниспослании Благодатного огня, которые обращены к Божей матери, Иисусу Христу и Георгию Победоносцу, его особо почитают на православном Востоке. Кроме молений об огне, молодые арабы в своих в своих молитвах выкрикивают, что они живут там, где восходит солнце, что они самые восточные и православные, принесли свечи для возжигания Сходящего огня. Отчётливо слышны слова:

«Иля дин, иля виль эл Мессия»
«Нет веры, кроме веры Православной, Христос — истинный Бог»

Такое эмоциональное моление православных арабов длится около тридцати минут.
После полудня, в районе часа дня начинается литания[5] Благодатного огня, сама молитвенная процессия. Первыми идут хоругвеносцы с 12-ю хоругвями[6], за ними следуют отроки, служащие в храме, клирик-крестоносец и в заключение строя православный патриарх Иерусалимской или Константинопольской поместной церкви, которого сопровождают армянский патриарх и священнослужители.
Процессия обходит с молитвами все памятные места на территории храма:

  • священную рощу, где Иисус Христос был предан Иудой,
  • место, где римские легионеры избивали Христа,
  • Голгофу[7] - место распятия,
  • Камень Помазания, на котором готовили к погребению тело Иисуса.

Обойдя все значимые места, молитвенная процессия возвращается к Кувуклии, обходит её три раза и подходит ко входу. С православного патриарха снимают все праздничные ризы до полотняного подризника[8]. Делается это для того, чтобы всем было видно, что священник ничего не проносит с собой в Кувуклию, чем мог бы зажечь огонь. После этого патриарх один заходит внутрь и за ним закрывают дверь.

Начинается напряжённое ожидание. Толпы народа немного успокаиваются и умолкают. Все терпеливо ожидают выхода патриарха с сошедшим Святым Светом в руках. Пока чудо не свершилось, молитвы и обряд продолжаются. Время ожидания чуда Схождения Благодатного огня в разные годы бывало разным и длилось от нескольких минут до нескольких часов.

Патриарх подаёт пучки свечей чрез окошкоОчевидцы утверждают, что перед Схождением Благодатного огня в храме Воскресения Христова можно наблюдать необычные явления, например воздушное пространство, около Храма пронизывается небольшими световыми всполохами, как искрами. По мере наступления момента появления огня их размеры и яркость нарастают. Временами проскакивают небольшие молнии в воздухе и по стенам. Пробовали просматривать съёмку прошедшей процессии в замедленном режиме и замечали, что такие вспышки исходят из разных мест храма, стен, окон, купола. Бывает, что весь храм кажется опоясанным молниями и световыми бликами, которые как бы стекают, змеятся по поверхностям вниз и распространяются по площади среди ждущих паломников.
Луч солнца проникафющий через купол Кувуклии после Схождения Блан огняСпустя некоторое время, которое все паломники и ждущие Схождения Благодатного огня провели в напряжённом ожидании и молитвах, замечают, что внутри Кувуклии появляется свет, в Храме раздаётся колокольный звон. Из окошек Кувуклии Патриарх начинает подавать горящие пучки свечей. Их подхватывают скороходы, специально обученные люди и бегут, разнося огонь по всем уголкам Храма. Сами собой зажигаются лампады, стоящие по бокам Кувуклии, и сама Кувуклия начинает сиять от огня и света, а из вентиляционного отверстия в куполе храма, на Гроб Господень, с неба спускается столб света.

Площадь Храма заполненная паломниками со свечамиОгненная река свечей и лампад заполняет весь Храм, люди молятся и плачут от счастья!

Двери гробницы отворяются, православный патриарх выходит, держа в руках по пучку горящих свечей, зажжённых у Гроба Господня, благословляет всех окружающих светом от свечей. И от свечей в руках патриарха зажигают свои свечи греческие священнослужители.

Поделившись огнём со священнослужителями, Патриарх быстро идёт вперёд, со всех сторон к нему подбегают паломники и получают Благодатный огонь, зажигая свои свечи от его свечей.

Только что Сошедший Благодатный огонь горит сильно и имеет синеватое пламя. Очевидцы утверждают, что Огонь совершенно не обжигает в первые минуты после схождения, не зависимо от чьей свечи он был зажжён. Многие «умываются» этим огнём не ощущая жара, черпают горстями и проводят по лицу и рукам.

Так же, паломники указывают, что капельки воска упавшие от свечей и называемые «Благодатной росой», остаются на одежде, как напоминание о чуде, навсегда и не отстирываются.

Паломники делятся Благодатным огнёмПосле того, как все находящиеся на территории Храма зажгли свои свечи и лампады, от Благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму.

Специальными авиарейсами Благодатный огонь доставляется в Грецию и на Кипр, и далее развозится по всему миру.
В Россию Благодатный огонь привозит специальная делегация и доставляет его в Храм Христа Спасителя и другие епархии страны.

Стоит отметить, что после 79-летнего перерыва, на русскую землю Благодатный огонь был доставлен впервые  в мае 1992 года. Группа паломников, состоящая из священнослужителей и верующих мирян по благословению Святейшего Патриарха, пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме, через Константинополь, сегодня Стамбул, через все славянские страны до Москвы. Этот принесённый Благодатный огонь стал неугасимым и до сих пор горит у подножия памятника святых учителей словенских Кирилла и Мефодия на Славянской площади.

Сомнения, факты очевидцев и мнения о Схождении Благодатного огня

Вера и неверие в Чудо Господне существуют сейчас и существовали на протяжении веков. Что известно и что говорят о чуде?
Русская Православная, Иерусалимская и Греческая церкви сходятся во мнении, Схождение Благодатного огня – чудо нерукотворное. Благодатный огонь появляется ниоткуда, возникает сам по себе силами молитв верующих.

Есть свидетельства о процессе возгорания Святого Света. Из послания Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, эмиру Дамасскому, написанному в начале X века следует:

Тогда внезапно является молния, и кадила возжигаются, от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь.

Ещё свидетельства самих патриархов, видевших, как сходит Благодатный Огонь:

«И тогда вси люди зрят благодать Божию, пришедшую с небеси на Гроб Господень, ходящу огню по доске Гроба Господня аки молния и цвет в нем зрится всяк: Патриарх же приступает ко Гробу держаще свещи вскрай Гроба, и снидет от Гроба Господня огонь на патриаршеские руки и на свещи. Тогда же и кадила христианские сами возжгошася, иже над Гробом Господним».
Трифон Коробейников, 1583 год
Вшедшу мне внутрь ко святому Гробу, видим бе на всей крышке Гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде голубого, белого, алого и других цветов, который по­том, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат "Господи, помилуй", не жжет, и от сего огня уготованные кандила и свещи возжигаются».
архиепископ Мисаил, 1794.

Бывали и такие случаи иногда, патриарх, зайдя в Кувуклию и не успев прочитать молитву, наблюдал, как мраморная гробовая плита начинала покрываться маленькими искорками, зрительно похожими на жемчужинки размером с бисер. Плита слабо лучилась ровным внутренним светом. Тогда Патриарх кусочком ваты начинал сметать эти искорки-бисера, и они сливались друг с дружкой, как капли масла или ртути. Вата становилась тёплой, и священнослужитель касался ею фитиля свечи. Фитиль вспыхивал как порох и свеча загоралась. Поэтому, на плиту заранее кладут кусочки хлопковой ваты. Для исключения сомнения в Чуде, иногда привлекают для раскладывания ваты мусульман, то есть, иноверцев.

Основным сомнением в Чуде появления огня является его Божественная природа, самостоятельное появление на Гробе Господнем и как видим, основные свидетельства, описания очевидцев появляются  примерно после IX-X века. В то время процедура получения Благодатного Огня была немного другой. Вход в гробницу опечатывался воском, а Патриарх Греческий не заходил в гробницу, стоял недалеко от входа и молился со всеми пришедшими паломниками. В момент Схождения Благодатного огня в гробнице ни кто не присутствовал.

Профессор Ленинградской духовной академииПатриархи начали входить в святая святых Христианства только с 1480 года. Изменение процедуры, вероятно, и породило желание неверующих или врагов церкви уличить священнослужителей в обмане. Профессор Ленинградской духовной академии Николай Дмитриевич Успенский (15.01.1900–23.07.1987) утверждал, что служители церкви сами зажигают свечу, имитируя обряд Схождения Благодатного огня. Ему вторит востоковед Игнатий Юлианович Крачковский (04.03.1883-24.01.1951) и приводит слова очевидца Ибн-Ал-Джаузи:

«Когда солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошёл Свет, и смилостивился Христос»


Архимандрит Порфирий (Успенский) 1847 - 1854Архимандрит Порфирий (Успенский) 1847 - 1854, первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме и вовсе открыто писал об обмане:

«иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает и сокрыта за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня»…


Католическая церковь признаёт Благодатный Огонь святым, но не признаёт его чудесную природу:

«Молитвы Патриарха имеют силу освятить природный огонь, поскольку существует и огонь сверхъестественный. Здесь мы говорим о природном огне, но молитвы, которые возносит патриарх или архиерей, освящают природный огонь и, следовательно, он имеет благодать Благодатного огня. Это природный огонь, который зажигается от неугасимой лампады, что хранится в ризнице храма Воскресения».
Митрополит Петрский Корнилий (Эммануил Родусакис), 1936 г.р.


То есть, со слов и свидетельств скептиков-очевидцев получается, что огонь не самовозгорается, а уже горит в лампаде, хитро спрятанной в Кувуклии. А зажжение лампады над гробом самими церковнослужителями, всего лишь символический, древний обряд символизирующий Схождение Благодатного огня.

Существует ещё версия, что огонь появляющийся над гробом – эффект самовозгорания. Явление, существующее и хорошо известное современным химикам, например, «коктейль Молотова» имеющий в своём составе белый фосфор, который самовоспламеняется на открытом воздухе. Согласно историческим источникам, алхимики уже в XII веке обладали рецептом самовозгорающейся жидкости.
Так же известны и другие вещества, которые реагируют друг с другом или кислородом, содержащимся в воздухе, и возгораются от реакции произвольно. Примером можно назвать эфир борной кислоты, он горит объёмным, зеленоватым пламенем, которое не обжигает и имеет низкую температуру горения, в таком пламени можно держать руку, не обжигаясь.

Ещё одним объектом неверия и сомнения являются наблюдаемые паломниками чудесные явления и их свидетельства о необычных свойствах огня.

Храм Гроба ГосподняВерующие, находящиеся у Храма Гроба Господня генерируют энергию, так могли сказать экстрасенсы. А вот что говорят психиатры:

В такое состояние впадают люди, глубоко внушаемые. Они уже едут с готовностью увидеть чудо. Люди входят в транс. Экзальтация усиливается в толпе, все друг друга заводят. В состоянии аффекта человек может не чувствовать, что огонь не обжигает. В психиатрии есть диагноз иерусалимский синдром – транс, в который впадают верующие на Святой земле.
врач-психиатр Ирина Никифорова


По поводу чудесных явлений, происходящих в Великую Субботу, как вспышки молний, произвольное возгорание свечей, состояние одухотворённости и прочее, критики утверждают, типа, а что ещё можно ожидать от рассказов заведённых религией людей, увидевших чудо? Находясь в полуобморочном состоянии после голодания выдерживая строгий пост, многочасовым стоянием без сна, около 20 часов подряд, напряжением ожидания, всматриваясь в темноту и резкой смене состояния заторможенности на религиозное возбуждение от случившегося события. Ничего не стоит принять вспышку фотоаппарата за молнию.

кафоликонНо, о всполохах света, мерцаниях на подобии молний, предшествующих Схождению Благодатного огня свидетельствуют тысячи паломников-очевидцев. Когда Патриарх находится в Кувуклии, на территории Храма все присутствующие наблюдают необыкновенные явления. По всему Храму, но сильнее всего  именно в районе Кафоликона[9] и Кувуклии, над которыми расположены купола, паломники наблюдают всполохи, напоминающие зарницы голубоватого цвета. Наблюдаемые искрящиеся всполохи не имеют определённого направления, они могут появляться сверху вниз или слева направо или в обратных направления. И не обязательно под куполами. Необычное в этих сверканиях то, что свечение возникает без видимого источника, оно не ослепляет, не имеет звукового сопровождения, как от молнии, ни грома, ни треска, характерных для обычных грозовых молний.

На самом деле, перепутать вспышку фотоаппарата и необычное свечение, возникающее в Храме очень сложно. Журналисты, снимавшие ожидание паломниками и само Схождение Благодатного огня, вместе с экспертами увидели отличия всполохов. Вспышки фотоаппарата короткие по времени и светятся белым цветом, а всполохи знаменующие схождение Огня голубоватого или желтоватого цвета и фиксируются по времени дольше.

Монахи, несущие послушание у стен Кувуклии, свидетельствуют, что всполохи голубого цвета можно увидеть и в другие дни, но они появляются редко, разово и короткие по времени. В Великую же Субботу, примерно с полудня и до 16-17 часов, всполохи длительные по времени, проявляются с короткими интервалами и следуют один за другим.

Теперь поговорим о феномене Святого Света, не жжёт и не обжигает, но жар от него распространяется. Обычный огонь свечи, в зависимости от зоны горения, имеет температуру 600-1400 C°. В нижней зоне пламени, около фитиля,  600 C°. В центре пламени и самой яркой части 1 000 C° и кончик пламени имеет 1 400 C°. Если совершать омовение, обычным огнём свечи более 5 секунд, то на лице и руках появятся следы ожогов. Начнут тлеть или загорятся волосы, брови, ресницы, борода и усы.

Кувуклия солнцеВ Великую Субботу, в Храме Господня собираются более 10 000 человек и в течение 2-3 минут зажигают более 20 000 пучков (!!!) свечей, большинство держит в руках не по одному, а по 2-3-4 пучка свечей. Паломники находятся в Храме вплотную друг к другу, ведь объём Храма ограничен. Если зажечь обычным огнём, примерно в таком же по объёму помещении, в течение нескольких минут 20 000 пучков свечей в плотно стоящей толпе, у большинства находящихся могут вспыхнуть не только волосы, но и одежда. Такая толпа народа дышит и потребляет из воздуха кислород, а при таком количестве открытого огня, кислород почти моментально выгорит. К тому же, подскочит температура окружающего воздуха. И мы получим обмороки от кислородного голодания и тепловых ударов.

Этим и отличается Святой Огонь от обычного, он не жжёт и не обжигает в течение некоторого времени, достаточного для сорокоразового произнесения «Господи, помилуй!» при постоянном омовении лица, не отводя руки со свечами. Святой огонь не обжигает, но греет!

Надо заметить, свечи в Храме легко зажигаются, и Святой Огонь быстро распространяется от свечи к свече, не обжигая людей, по всей территории храмовой площади. От свечей Патриарха огонь распространяется в течение нескольких минут. Все паломники радуются, всё их внимание обращено на желание зажечь свой пучок свечей и поделиться огнём с ближними паломниками, и ни кто не наблюдает за поведением окружающих людей. В обычной обстановке, с обычным огнём и с таким количеством плотно стоящих людей, обязательно, хотя бы у одного загорелась одежда или кто-то получил бы ожог. А в Храме, ни длинные волосы женщин, ни болтающихся деталей одежды, косынок и поясов, Святой Огонь не поджигает! Большинство паломников среднего и старшего возраста, они находятся в Храме почти целые сутки, но ни кто не падает в обморок от жары и толчеи. За всю историю, известную человечеству, не было ни одного пожара в день Схождения Благодатного огня.

Закоренелым скептикам хочется привести ещё один довод о невозможности подлога при Схождении Благодатного огня. Ещё в древние времена сложилось так, что Храм построен на принадлежащей турецкой семье земле. Каждое утро можно наблюдать очень интересный ритуал. Приходят священники, стоят и ждут, когда откроют Храм. Приходит представитель турецкой семьи и ему вручают установленную ещё в древности арендную плату. И только после этого священники, в сопровождении представителей турецкой семьи заходят в Храм.

Любая церемония, ритуал или шествие в Храме, к примеру, крёстный ход во время Пасхи вокруг Кувуклии, проводятся только в сопровождении кавасов, которые охраняют религиозные процессии от провокаций иудеев и мусульман.

Кувуклия всегда опечатана, отпечатывается и открывается только перед входом в неё Иерусалимского Патриарха. Охраняют вход в Кувуклию два турецких стража каваса и израильская полиция. Они являются своеобразными гарантами, что никакого подлога быть не может. Как уже было сказано выше, в Великую Субботу, Патриарх раздевается до церковного нижнего белья, его обыскивают, хотя и не каждый раз, и только после этого он входит внутрь Кувуклии. Проверяется на сохранность печать на дверях Кувуклии. Внутрь заходят двое, Патриарх Иерусалимский и армянский первосвященник. Представитель армянской церкви находится в приделе Ангела[10], видит всё совершаемое Патриархом Иерусалимским и может вмешаться в любое время, если заметит подлог.
Учитывая заинтересованность, скажем жёстче, желание нехристианских участников Великого Чуда, разоблачить его на протяжении двухтысячелетней истории, сорвать хотя бы одно Сошествие Благодатного огня, все версии о подлоге вызывают снисходительную улыбку у живущих в Иерусалиме. Все присутствующие христианские конфессии, включая и католиков, принимают Благодатный огонь от свечей Патриарха Иерусалимского. Мусульмане в Храме официально не присутствуют, но не отрицают факта Схождения Благодатного огня и почитают Иисуса Христа одним из своих Пророков. Даже арабы-мусульмане,  считают, что принести домой Благодатный огонь необходимо!

А что говорит наука о чуде Схождения Благодатного огня?

Несколько лет назад, нашему российскому учёному, руководителю лаборатории ионных систем Института имени Курчатова, Андрею Александровичу Волкову, удалось пронести  с собой в Храм специальную аппаратуру и провести настоящий научный эксперимент, произведя замеры. В момент схождения Святого Света, приборы фиксировали резкий всплеск электромагнитного излучения. Вот что он вспоминает:

В то время, когда Иерусалимский Патриарх вошёл в Кувуклию, приборы уловили резкий скачок. А в сам момент сошествия Благодатного огня интенсивность излучения увеличилась в 2 раза. Я уверен, Благодатный огонь – это не мистификация. По сути, этот необъяснимый всплеск энергии и есть послание Бога.


А вот что предполагает Виктор Николаевич Фефелов, геофизик:

Кувуклия с точки зрения динамики тектонических плит находится в уникальном месте: тут на поверхность выходит сгусток подземной энергии в виде низкочастотного электромагнитного излучения. Земля – большой, чрезвычайно сложный электромагнитный объект. Вполне вероятно, что в этом явлении есть и вклад тектоники.


С точки зрения Православной веры, Схождение Благодатного огня считается не только символом, а и доказательством Воскресения и существования Христа, подтверждением исполнения обещания, обета данного Иисусом Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века». Люди, находящиеся в Храме испытывают ни с чем не передаваемое чувство радости, духовного упоения и покоя. Всё-таки, к Схождению Благодатного огня нужно относиться, как к великому Божественному Чуду, которое может существенно повлиять на жизнь не одного человека. Верить или не верить в Божественную природу огня, каждый должен решать сам. Можно трактовать как Великое Чудо, а можно, как символический ритуал. Но…

Если Благодатный огонь не сойдёт, то это будет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а находящиеся в Храме погибнут сразу. Отсутствие схождения Святого Света будет означать пришествие антихриста и конец мира. Пророчество, хранящееся в Иерусалимской Православной церкви, гласит следующее:

«Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена»


Схождение Благодатного огня – одно из самых известных и ярких, проявлений Бога, чудес Православия, доступное каждому страждущему познать истину веры: «прииди и виждь!». Для неверующих это шанс увидеть и принять веру, для верующих – приблизиться к Богу, испытать блаженство и радость! Каждый сомневающийся может лично убедиться в достоверности Чуда и описанных событиях при Схождении Благодатного огня.

Как думаете Вы? Что это на самом деле, массовый психоз, природное явление, подчиняющееся законам физики или очевидное проявление Божественной природы, явление Чуда?

Каждый ответит на этот вопрос для себя сам… Ведь истинная вера основывается на чудесах!

 

  1. Итинера́рий – от латинского itineror (путешествовать), дневник путешественника с описанием маршрутов между разными пунктами с указанием расстояний и промежуточных стоянок. Впоследствии, с IV века нашей эры, итинерариями называли жанр латинской христианской литературы, повествующий о паломничестве на Святую землю с описанием природы, памятников и событий в путешествии.

  2. Кава́с (турецкое - Kawwàs, Kavas, Chawas) — жандарм, полицай, мусульманские почётные стражи, облечённые низшей полицейскою властью, в Турции приставляются к посольствам и всем дипломатическим работникам и высшим турецким сановникам.

  3. Подри́зничий – помощник ризничного. Ризничный - заведующий ризницей. Ризница или ризохранилище — отдельное помещение или место в алтаре христианского храма для хранения богослужебного облачения священников риз и церковной утвари для церемоний.

  4. Куву́клия – от греческого Κουβούκλιον (покой, опочивальня), небольшая, примерно 6*8 метров купольная часовня, оформленная жёлто-розовым мрамором в центре Ротонды Храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

  5. Лита́ния (греч. litaneia — моление) — в христианстве молитва, состоящая из повторяющихся коротких молебных воззваний. Литании могут адресоваться к Христу, Деве Марии или святым. Наиболее часто употребляются в богослужебной практике Католической церкви.

  6. Хору́гви или хору́гвь — вертикальное религиозное знамя с изображением Иисуса, Богородицы или святых. Используется в Православной и Восточно-католических церквях. По толкованию одного из православных богословов, хоругвь рассматривается как символ победы над смертью и дьяволом. Самое раннее свидетельство о хоругвях на Западе относится к VI веку у франкского епископа и историка Григория Турского.

  7. Голго́фа от греческого Γολγοθᾶ – «лобное место», место, где совершались казни, небольшая скальная возвышенность, холм, на котором согласно Новому Завету находился крест с распятым Иисусом. В настоящее время Голгофа находится на территории старого города Иерусалима в христианском квартале, а вначале I-века находилась по традициям за городскими стенами на северо-запад от города. Является одной из главных святынь Христианства, вместе с Гробом Господним.

  8. Подри́зник – богослужебное облачение священника и архиерея, длинная до пят одежда с узкими рукавами из тонкого полотна, чаще из шёлка, белого или иных цветов.

  9. Кафоликон, Храм Кафоликон, от греческого καθολικόν (главный, соборный) – это наиболее архитектурно завершённая, самая большая по площади, и красивая часть Храма Воскресения Христова. Архитектурно «срединный» объем комплекса Храма, огороженный особыми несущими стенами, местами, не доходящими до верха сводов.

  10. Придел Ангела, от греческого (παρεκκλήσιον τοϋ Αγγέλου) – небольшое помещение, 3,4*3,9 метров, в восточной части Кувуклии, которое является единственным проходом в Гроб Господень. Не смотря маленькие размеры помещения, поражает необычайной красотой. Под потолком висят 15 лампад в 3 ряда,  по числу главных конфессий, находящихся в Храме. Для прохода из придела Ангела ко Гробу Господню, имеется переход в виде невысокого каменного портика размером всего 112*72 см. Согласно Евангелию, на этом месте, на камне, отваленном от двери Гроба, сидел Ангел, возвестивший жёнам-мироносицам Воскресение Христа: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мёртвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28:2-6)
Стул-история происхождения
Стул давно стал неотъемлемым атрибутом каждого дома, офиса и учреждения. А вы знаете когда появились стулья? Как менялся их вид? Откуда взялось слово "Стул"? Подробно обо всём этом, а ещё как классифицируются стулья, чем отличаются и какие у стульев бывают предназначения!
История золота. 10 фактов о золоте.
Золото — один из первых металлов, с древней историей, который человечество оценило по достоинству уже в начале своего пути. Этот химический элемент с атомным номером 79 всегда был достаточно редким, благодаря этому факту, ценность золота быстро была принята человеком, и его стали ассоциировать с богатством и властью.
История табурета
История табуретки. Как устроен табурет. Этимология слова - табурет. Табуретка была постоянным и незаменимым предметом для сидения в концертных залах и в кинозалах на премьерах. Стул считался более изысканным предметом мебели, не для «простых»
Успех Сэма Уолтона - WalMart
Создателем сетей магазинов Wal-Mart и Sam's Club является самый богатый человек 80-х годов XX века Сэм Уолтон. Его не берут на войну по здоровью. Он становится интендантом в военной части. В 27-летнем возрасте Сэм запустил первый собственный небольшой магазинчик вблизи от большого магазина. Сэм искал решения. Он уделял много времени своим посетителям, встречал, рассказывал о товаре, помогал с выбором. Секрет успеха кроется в
История шелкографии

Шелкография является, наверное, самым древним и практичным методом печати.

Тетрадь история происхождения
Интересно, а когда появились первые тетради и как они выглядели? Кто придумал тетрадку? И каково происхождение слова «тетрадь»? Слово «тетрадь» имеет в корне греческое «тетра» - четыре
История возникновения карандаша
первыми карандашами были палочки из свинцово-цинкового сплава, зажиточные горожане использовали палочки из серебра. Из металла изготавливали проволоку и к недлинному кусочку приделывали металлическую или деревянную ручку. Эти прародители современного карандаша были не очень удобными для письма, так как имели чувствительный вес, линия была нечёткой и выходила не ровной, и написанное исправить было невозможно. Настоящая история всем известных карандашей, в нашем понимании, началась примерно
Страница сгенерирована за 0,0379 s
Наверх